История татар Удмуртии

Основные направления изучения феномена татар в Удмуртии

Исторически Удмуртская Республика формировалась как контактная зона трех основных этнокультурных массивов – финно-угорского, славянского и тюркского, что в значительной степени обусловило специфику современных этнических процессов, значительную роль в которых играет татарский этнос. В Удмуртской республике проживают представители более ста национальностей. Для приграничных районов характерна чересполосица удмуртских и русских деревень, на юге к ним добавляются — марийские и чувашские, в районе реки Чепца — татарские (чепецкие татары). На севере республики компактно проживают бесермяне. Поэтому и становление культурных аспектов проходит при коллективном участии многих народов, населяющих Удмуртию. Все они, кроме поддержания своих традиций, наполняют и обогащают и многонацинальную и поликонфессиональную среду Удмуртии. Одним из стратегических ориентиров развития нашего Института, в связи с этим, является сохранение этнокультурного наследия народов региона. Учеными нашего Института внесен существенный вклад в мировое финно-угроведение: важнейшие этапы исторического развития с древнейших времен до современности освещены в контексте общероссийских и мировых процессов. Большое внимание уделяется изучению татарской и бесермянской культуры и истории.

Татары — это крупный тюркоязычный народ, живущий в центральных областях европейской части России (в Поволжье, Приуралье), в Сибири, Казахстане, Средней Азии, на Дальнем Востоке. Численность татар в России составляет около 5 с половиной миллионов человек (перепись населения 2010 года) — это почти 4% населения России. Они являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Делятся на несколько этнотерриториальных групп: татары волго-уральские, сибирские, астраханские и другие. Татары составляют более половины населения Республики Татарстан (53,15 % по переписи 2010 год) и около 7% — в Удмуртии. Теперь, в связи с вхождением Крыма в состав России, на территории нашей страны проживают ещё и крымские татары — народ, исторически сформировавшийся на полуострове. Говорят они на крымскотатарском языке, который относится к тюркской группе алтайской семьи языков. Подавляющее большинство крымских татар, как и других татар России — мусульмане-сунниты.

Численность и структура этноса. В ходе исторического развития к началу XIX в. на территории Волго-Уральского региона сложилось несколько контактных зон, в которых происходило межкультурное взаимодействие татарского и удмуртского народов. Исторические обстоятельства, приведшие к их появлению, во многом предопределили и формы межэтнического взаимодействия в каждой из них. Вместе с тем, можно отметить ряд общих черт в материальной и духовной культуре обоих народов, которые получили распространение во всех контактных зонах и были обусловлены общностью исторических судеб, схожестью хозяйственных занятий и быта, господствующим положением в Среднем Поволжье в домосковскую эпоху татарского языка и мусульманской культуры. Назовем здесь лишь некоторые из них: почитание пятницы, мусульманский именник, отдельные элементы традиционной одежды, устройство дома, распространенность взаимного билингвизма. В рассматриваемый период можно выделить пять отдельных татаро-удмуртских контактных зон: 1) южную (Казанский и Мамадышский уезды Казанской губернии, Елабужский, Малмыжский и Сарапульский уезды Вятской губернии), 2) северную (Глазовский и Слободской уезды Вятской губернии), 3) восточную (Белебеевский и Бирский уезды Оренбургской, с 1865 г. Уфимской губернии, Осинский уезд Пермской губернии), 4) юго-восточную или икскую (Бугульминский уезд Оренбургской, с 1851 г. Самарской губернии), 5) центральную или ижевскую (поселок Ижевского завода Сарапульского уезда).

Культура и история татарского народа. Как уже отмечалось выше, татары являются третьим по численности этносом в Удмуртии, однако их роль в становлении этнокультурного, конфессионального и социополитического пространства республики сложно переоценить. Например, в политической жизни татары активно участвуют и добиваются значительных (в сравнении с удмуртами и русскими) успехов. Так, например, в Госсовете УР созыва 1995 года татар было 5%, в 1999 их стало 8%, а на выборах в марте 2003 году этот показатель составил уже 10%, после проведения довыборов в декабре 2003 г – 11%.  Представительство депутатов-татар в Государственном Совете УР свидетельствует о реальном политическом влиянии татарской общины в Удмуртии, ее этнополитических амбициях и зрелости, в отличие от удмуртов, представительство которых в местном парламенте даже не пропорционально их численности.  Своеобразное «татарское лобби» в парламенте было реальным этнополитическим фактом, в силу которого татары в большей степени имели возможность реализовать свои национально-культурные интересы на практике.

Особое внимание следует уделить и исламскому фактору среди татар в Удмуртии. Ислам — консолидирующая религия татар. Ислам как одна из традиционных конфессиональных общностей в России играет все более заметную роль в ее общественно-политической жизни. Будучи фактором формирования общественного сознания, а в отдельных регионах, в особенности на Северном Кавказе, и поведенческих стереотипов, ислам оказывает существенное воздействие и на ход политических событий, включая и имеющие место в этом регионе конфликты. Одновременно, нельзя не обратить внимание и на то, что в других регионах России, в первую очередь, в Среднем Поволжье, ислам в течение многих веков способствовал формированию принципов мирного сосуществования между представителями различных конфессий, стал теоретической основой формирования такого явления в общественно-политической жизни как джадидизм, не препятствовал проникновению в татарское общество общедемократических ценностей. Это свидетельствует об универсальности ислама как этно-конфессионального фактора, который в различных ситуациях может проявить себя по-разному. В России эти проблемы стали актуальными в условиях исламского возрождения, ставшего одним из проявлений духовного обновления страны в 1990-х годах прошлого века.

 

Загребин А.Е.
Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН,
г.Ижевск.