История татар Удмуртии

На 5-м этапе (XVIII в.) изменение численности татар Удмуртии происходило по причине христианизации и продолжающихся миграций.

В истории чепецких татар принудительное крещение XVIII в. стало фактором дальнейшего развития этногенетических процессов. Вследствие лишения потомков арских князей привилегий служилого населения сложились предпосылки для преодоления социального неравенства между татарами и бесермянами. Этому способствовала также единая вера двух народов – ислам. При нормальном ходе исторического развития произошла бы консолидация татар и бесермян при частичной ассимиляции последних. Однако в период 1725–1762 гг. сближение народов приостановилось из-за крещения части бесермян: к 1762 г. 53% бесермян (1142 чел.), проживавших в Слободском и Глазовском уездах, уже числились новокрещенами. Разница в конфессиональной принадлежности в условиях сурового административного контроля за новокрещенами привела к тому, что с конца XVIII – начала XIX в. крещёные бесермяне значительно отдалились от татар-мусульман и получили условия для более тесного контакта с принявшими крещение удмуртами. Другая часть бесермян отказалась от крещения, осталась верной исламу и начала быстро смешиваться с татарами-мусульманами, существенно пополнив их число [4; 7, С. 168-170]. Мусульмане в наказание были приписаны к Казанскому адмиралтейству в качестве лашманов – ежегодно отправляли на работы по 1 человеку с лошадью от группы в 30 человек, платили все государственные подати за себя и за принявших крещение [7, С. 167].

На юге Удмуртии увеличение концентрации татар было связано со строительством и организацией деятельности Ижевского и Воткинского железоделательных и оружейного заводов, построенных на землях татарского мурзы, российского государственного деятеля генерал-майора Кутлымухамеда Тевкелева, купленных в 1720–1730-е гг. у помещиков Яушевых [9, С. 7-9, 5].

Существенный рост татарского населения в посёлках Ижевского и Воткинского заводов отмечается в XIX – начале XX в. (6-й этап) за счёт привлечения к труду приписных и крепостных крестьян, а впоследствии – вольнонаёмных из Агрызской волости Сарапульского уезда (преимущественно д. Агрыз, Иж-Бобья, Иж-Байкеево), а также Малмыжского уезда Вятской губернии; Мамадышского, Чистопольского, Свияжского, Лаишевского уездов Казанской губ.,. Минзелинского и Бирского уездов Уфимской губ. К началу XIX в. в пригороде Ижевского заводского посёлка образовалась отдельно стоящая Татарская слобода; в 1844 г. в ней проживали 379 татар, в 1878 – 551, 1908 – 947 [9, С. 20-23]. Рабочие Воткинского завода жили так же – компактно в Татарской слободе [2, С. 191]. Численность татар-горожан Сарапула начала существенно расти в 1880-е гг. и составила в 1912 г. 853 чел. (3,7%); все они – выходцы из Агрызской и Исенбаевской волостей Сарапульского уезда, а также из Малмыжского уезда Вятской губ., Минзелинского и Бирского уездов Уфимской губ., Свияжского и Мамадышского уездов Казанской губ., единично – из Бугульминского уезда Самарской губ [2, С. 233-234].

Чепецкие татары в XIX в. продолжали оставаться сельскими жителями, проживали в 31 населённом пункте, фактически не участвовали в эмиграционных процессах; их численность выросла с 338 чел. в 1782 г. до 9997 чел. в 1910 г., но их доля в Глазовском уезде Вятской губернии оставалась в границах 2-2,5% [6].

В советский период (7 этап) количество татар в Удмуртии выросло за счёт увеличения их численности в южных районах: волны миграции были вызваны событиями Гражданской войны, голодом 1921–1922 гг., политикой индустриализации 1920-х – начала 1930-х гг., ростом оборонной промышленности в годы Великой Отечественной войны и в первое десятилетие после её окончания, расширением сектора «оборонки» в промышленности Удмуртии в 1960-1970-е гг. [9, С. 25-26] Основные пути трудовой миграции в Ижевск, Воткинск, Сарапул по-прежнему шли из Агрызского, Минзелинского, Актанышского районов ТАССР. Массовое переселение с территории Татарстана в Сарапульский, Каракулинский, Алнашский, Завьяловский районы Удмуртии в конце 1970-х годов стало, кроме того, результатом строительства Нижнекамского водохранилища и последовавшим отчуждением для затопления земель с десятками сельских населённых пунктов. Неуклонно возрастающий процесс урбанизации чепецких татар (начавшийся в середине 1950-х годов) ограничивался переселением в основном в г. Глазов, а также в поселковые пункты, расположенные на основной этнической территории [6]. С 1970-х годов начинаются процессы вторичной миграции чепецких татар – в крупные и средние города Урало-Поволжья, в том числе в Ижевск.